Логопункт

Своевременное и качественное овладение речью играет немаловажную роль в ходе личностного развития детей. Хорошая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к обучению в школе. Недостатки речевого развития становятся одной из причин школьной неуспеваемости. Дефекты речи могут вызвать неуверенность в своих силах и негативно отразиться на психологическом состоянии ребенка. Специалисты констатируют, что количество детей с нарушениями речевого развития год от года растет, и рекомендуют начинать заботиться о правильности и "чистоте" речи ребенка как можно раньше. Внимательное отношение к ребенку с первых дней его жизни дает возможность родителям и педиатрам своевременно выявить факторы риска и принять меры к их устранению.Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно. Невмешательство в процесс ееформирования почти всегда чревато отставанием или отклонением в развитии. Так нарушения звукопроизношения,возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Важно распознать и устранить недостатки звукопроизношения до того как они превратятся в стойкий и сложный дефект.

Нормальное речевое развитие

Родителям следует быть наблюдательными в контактах с ребенком еще в доречевой период развития. Уже первыйкрик при родах свидетельствует о сохранности центральной нервной системы. Крик новорожденного должен бытьгромким и звучным. Постепенно чуткие родители начинают различать оттенки плача: у здорового ребенка онспецифичен при голоде, болях и коликах, дефиците общения и т.д.Речь ребенка на стадии формирования, как правило, отличается нечетким звукопроизношением. Это вызванослабостью органов артикуляционного аппарата и несформированностью фонематического слуха. В ранний периодособое внимание следует уделять развитию мелкой моторики рук. Центры, ответственные за движение руки иартикуляционные функции, расположены в коре головного мозга по соседству. Поэтому, развивая мелкую моторикурук, мы тем самым стимулируем развитие артикуляционных движений (губ, языка, мягкого неба, нижней челюсти).Помимо игр и упражнений, развивающих ручной праксис, рекомендуется массаж пальцев. Особенно тщательно массируются кончики пальцев, с использованием винтообразных движений то в одну, то в другую сторону (до десяти раз).Если родители посвящают достаточно времени общению и игре с ребенком, используют развивающие упражнения,то к началу старшего дошкольного возраста речевые недочеты постепенно сглаживаются.

Современный ребенок при нормальном психоречевом развитии к 5 годам правильно произносит звуки, легко воспроизводит многосложные слова и уже неплохо владеет системой родного языка: говорит связно, строит развернутые сложные предложения, полно излагает свои мысли, без труда делится впечатлениями, пересказывает истории и сказки. Его словарный запас достигает уровня четырех-пяти тысяч слов.

Отклонения речевого развития

В силу индивидуальных, социо-культурных и патологических особенностей развития у некоторыхдошкольников возрастные несовершенства речи не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта (дислалии, фонетико-фонематического или общего недоразвития речи), проявляются в виде органических нарушений (дизартрия, ринолалия, моторная алалия) .Слабый и монотонный крик новорожденного младенца, а позднее - задержка гуления (в норме оно появляется кчетырем-шести месяцам) должны насторожить взрослых. Запаздывание фразы лепета, неинтонированность инеобращенность к родителю – все эти признаки являются ранними симптомами психоречевых нарушений. В последствии первые слова появляются с задержкой (в норме – к 1 году), словарь накапливается медленно, фразы складываются поздно (в норме – к 1,5 годам), характеризуются невнятностью, скомканностью, аграмматичностью, свернутостью.По мере роста ребенка в диагностике отклонений все большее значение начинают приобретать речевые симптомы - стойкие дефекты произношения. Речь у логопата неразборчивая: говорит "как будто каша во рту". Патологияпроизношения охватывает 4-5 групп звуков (свистящие, сонорные, шипящие, нередко мягкие и звонкие), отмечается смешение близких в акустическом и артикуляторном планах звуков: С-Ш, З-Ж, Р-Л, Ч-ТЬ, Ч-Щ, Ч-Ц, СЬ-Щ.

Могут наблюдаться лексические трудности, которые касаются знания и называния:

  • частей предметов и объектов: кабина, фундамент, грива, вымя, затылок и т.п.;
  • глаголов, уточняющих действия: лакает, грызет, откусывает, лижет – все выражается словом "ест";
  • приставочных глаголов: подплыл, отплыл, переплыл, всплыл и т.п.;
  • антонимов: гладкий-шершавый, храбрый-трусливый, густой-жидкий;
  • относительных прилагательных: глиняный, песчаный, сливовый.

В грамматическом строе могут быть распространены ошибки:

  • в употреблении предлогов: из-под, из-за, между, через, над;
  • в согласовании частей речи: "Подошел к два коня";
  • в построении предложений: "Шла Аня ягоды лес собирать".

Указанные нарушения во всех компонентах языковой системы отражаются на связной речи дошкольников. Рассказы детей недостаточно полны, развернуты, последовательны, состоят в основном из простых предложений, содержат фонетические и грамматические ошибки.

Логопедическая помощь

Для устранения нарушений речевого развития необходима квалифицированная помощь логопеда. Своевременная логопедическая помощь является условием достижения положительных результатов.

Логопункт в составе психологической службы ЦРТДиЮ "Лефортово" осуществляет:

  1. Консультирование по проблемам речевого развития детей, включая обследование и анализ речевого нарушения,постановку логопедического диагноза, выбор адекватных средств и способов коррекционного воздействия.
  2. Индивидуальные и групповые занятия по устранению дефектов речи и начальному обучению грамоте.

В процессе логопедического воздействия поэтапно решаются задачи, направленные на

  • развитие фонематического восприятия, слуховой памяти и внимания;
  • постановку звуков, их автоматизацию и дифференциацию;
  • формирование у ребенка произносительных умений и навыков в различных видах самостоятельной речи;
  • развитие лексико-грамматической стороны речи;
  • формирование слоговой структуры слова;
  • обучение навыкам звукового анализа.

Логопедические услуги носят комплексный характер, включают массаж полости рта, растягиваниепослеоперационного рубца уздечки, работу над дыханием и исправлением прикуса. Логопедическая помощьосуществляется в соответствии с принципом индивидуального подхода к каждому ребенку.